К юбилею Дома-музея А.А.Киселева (30-летие)

В 2018 году Дом-музей А.А. Киселёва отмечает круглую дату – 30 лет со дня своего основания в 1988 году. 2018 год – это ещё и юбилейный год для А.А. Киселёва и его ровесника - города Туапсе, они оба родились в 1838 году, и каждому из них в 2018 году исполняется по 180 лет со дня рождения.

К юбилею Дома-музея А.А.Киселева (30-летие)

В 2018 году Дом-музей А.А. Киселёва отмечает круглую дату – 30 лет со дня своего основания в 1988 году. 2018 год – это ещё и юбилейный год для А.А. Киселёва и его ровесника - города Туапсе, они оба родились в 1838 году, и каждому из них в 2018 году исполняется по 180 лет со дня рождения.

За годы работы Дома-музея научными сотрудниками изучено много интересных документов как о самом художнике А.А. Киселёве, так и о его пейзажах. Уточнены даты написания многих картин, их количество, места нахождения. Накопилась информация об учениках академика А.А. Киселёва, о членах его семьи: жене, детях; о связи пейзажиста с другими художниками, писателями, учёными.

А.А. Киселёв – член ТПХВ

В 1876 году А.А. Киселёв стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Начиная с этого времени и до конца жизни художника его картины были представлены на передвижных выставках Москвы, Петербурга. Киева, Харькова, Одессы и других городов. Также он писал для выставок в странах дальнего зарубежья: Польши (в г. Варшаве – 1884 г. – здесь и дальше - уточнение из личного дневника А.А. Киселёва), Германии (в г. Мюнхене – 1891 г.), Италии (в г. Риме). Приглашали А.А. Киселёва с его работами даже в Америку (запись дневника от 15.05: «Приглашение на выставку в Чикаго»). В 1884 году, на передвижной выставке в Варшаве А.А. Киселёвым было представлено 5 картин, 2 из которых проданы.

Если бы не записи А.А. Киселёва, мы бы не узнали, как весело проходили передвижные среды. – А.А. Киселёв пишет о том, что на одной из передвижных сред, которая проходила у него, и на которой присутствовали Поленов, Прянишников, Суриков, Мясоедов и другие, Суриков, например, играл на гитаре, а Мясоедов - на скрипке. Есть запись о том, что и Беклемишев был музыкально одарённым, т.к. играл на пианино… - Подтверждается выражение: «талантливые люди талантливы во всём».

Пишет в личном дневнике А.А. Киселёв о «рисовальных вечерах». Проходили «рисовальные вечера» как у самого Киселёва, так и у других художников, например, у Репина.

Дружеские отношения с другими художниками, а также писателями, учёными

Очень дружен был Александр Александрович с одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок Г.Г. Мясоедовым и его сыном Иваном. Некоторое время Иван Мясоедов жил в семье Киселёвых, о чём упоминается в дневнике А.А. Киселёва, а также в воспоминаниях его сына Николая1.

В 1892 году семья Киселёвых сблизилась с семьёй художника Прянишникова, как говорят в таких случаях, дружили семьями, – часто проводили совместные вечера. Также А.А. Киселёв тесно общался с Кошелевым, Поленовым, Ге, Савицким, Остроуховым, Васнецовым, Репиным, Суриковым и другими мастерами кисти. С И.И. Шишкиным осталась тёплая переписка.

Хотелось бы заострить внимание на фамилии художника К. Савицкого, который являлся другом А.А. Киселёва. Вы, конечно, помните о том, что художник Савицкий писал для картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» фигурки медведей. Так вот, оказывается, он же написал фигуры людей и для картины А.А. Киселёва «Аул Казбека»2.

Художнику А.А. Киселёву повезло жить во времена великих людей, но не только великих художников (Репин, Шишкин, Левитан и др.), но и великих писателей (Л. Толстой, Горький, Пушкин, Гоголь…), произведения которых читали члены семьи Киселёвых. Кстати, художественные образы некоторых литературных героев А.А. Киселёв использовал при написании своих статей. Например, образ художника Михайлова в «Анне Карениной», которого сам Л. Толстой называл копией Крамского, А.А. Киселёву пригодился для статьи о Репине.

Были среди хорошо знакомых и врачи-учёные, услугами которых членам семьи Киселёвых даже повезло воспользоваться (например, врач Филатов, о чём свидетельствует одна из записей дневника: «Филатов делал операцию маленькой Соне».); композиторы, пианисты (Гофман, Рубинштейн), певцы (Шаляпин). Дочери А.А. Киселёва, Надя и Таня, в качестве пианисток, принимали участие в концертах Гофмана и Шаляпина… Несмотря на то, что Гофман бывал у Киселёвых в гостях, билеты на его концерты Киселёвы покупали. Если не удавалось приобрести билеты на какой-то концерт в желаемый день, то пытались в следующий раз…

Одним из знакомых художника А.А. Киселёва был крупный учёный Д.И. Менделеев. Они познакомились в 1892 году в Петербурге, на выставке экспонентов. Позже они встречались у Менделеева в Петербурге. А после открытия 20-й передвижной выставки в Москве (6 апреля) – и в Москве у Киселёва.

Творческое наследие А.А. Киселёва

Считается, что А.А. Киселёв написал примерно 900 картин, но в своих дневниках художник называет большее их количество - примерно около 1150 пейзажных работ. Первый дневник А.А. Киселёв начал вести в 1879 году, когда ему было уже 40 лет. В связи с этим, конечно, существует невосполнимый пробел в знаниях о жизни и творчестве художника А.А. Киселёва. Несмотря на это, его записи служат источником важных сведений.

В дневнике пейзажиста за 1881 год, например, имеется интересная запись, касающаяся этюда, находящегося в Доме-музее А.А. Киселёва. Этот этюд называется «Пасмурный день». На 9-й передвижной выставке в марте 1881 года (в Петербурге) и в апреле того же года (в Москве) картина «Пасмурный день» предлагалась покупателям за 400 рублей. Но в итоге она была продана за 150 рублей. А.А. Киселёву пришлось делать даже повторение этого пейзажа. Работы были проданы за 150 рублей конкретным людям: Шпейеру и Осбергу.

У этюда «Пасмурный день», принадлежащего Дому-музею А.А. Киселёва, не проставлена дата написания, а в личном дневнике Киселёв пишет о картине с таким же названием. Возможно, он писал картину с этюда, а может быть, этюд был написан позже в память о картине и в надежде на продажу… С другой стороны, этюд – это ведь тоже картина, только маленькая. Но, в любом случае, можно хотя бы примерно определить годы работы над этим произведением.

Известно, что П.М. Третьяков для своей галереи купил в своё время 8 картин А.А. Киселёва. Личные записи художника подтверждают некоторые из этих покупок. Например, в 1882 году А.А. Киселёв принимал участие в 10-й передвижной выставке, на которой была куплена его картина «Забытая мельница» П.М. Третьяковым за 800 рублей. В Доме-музее имеются копии нескольких вариантов этого пейзажа.

На 19-й передвижной выставке в Петербурге была продана картина А.А. Киселёва «Старый Сурамский перевал» П.М. Третьякову за 2000 р. Кроме того А.А. Киселёв продал право воспроизведения «Сурамского перевала» журналу «Артист» за 50 рублей.

16 марта 1886 года, после того как П.М. Третьяков купил картину А.А. Киселёва «С горы», художник сделал в дневнике такую запись: «Был П.М. Третьяков, уплатил 800 рублей. Я подарил ему мой портрет работы Кошелева». Предварительно свой портрет работы Кошелева А.А. Киселёв скопировал для себя - копировал он свой портрет около 5-ти месяцев - с 29 апреля по 20 сентября…

Одну из картин А.А. Киселёва купила жена Александра 3-го (29.02.1900 г.) «На передвижной выставке Государь с семьёй. Мария Фёдоровна купила мою картину «Горная речка» (Туапсе)». Копия этой работы находится в Доме-музее А.А. Киселёва, а подлинник в Русском музее г. Петербурга.

В феврале 1902 года А.А. Киселёв написал значимую для туапсинцев картину «Кадошские скалы». Она явилась визитной карточкой Туапсе, благодаря которой был разрекламирован наш город, в то время - посад.

Ученики А.А. Киселёва

Благодаря дневникам академика А.А. Киселёва стали известны имена многочисленных его учеников (примерно 160 человек), среди которых такие известные личности как И.С. Остроухов, бравший частные уроки у А.А. Киселёва, алтайский художник Гр. Ив. Гуркин, Г.Ф. Ярцев, В. Переплётчиков, Н.К. Рерих и другие.

И.С. Остроухов в своё время был более интересен как самый известный коллекционер Москвы и даже руководитель Третьяковской галереи (с 1905 по 1913 гг.).

Стать учеником академии художеств было очень престижно. Мало того, что там преподавали великие мастера, так ещё и культурная программа была насыщенной. А.А. Киселёв, работая уже в Петербурге, писал, что среди учеников распределяли, например, театральные билеты.

В 1907 году профессор живописи особенно тесно сотрудничал с художницей А.Н. Каринской, когда-то бравшей у него уроки. Общался с ним и Ф.М. Вахрушов, который, как и Каринская, являлся членом Северного кружка любителей изящных искусств (СКЛИИ), образованного в Вологде в 1906 году и просуществовавшего до 1920 года. А.А. Киселёв имел к этому кружку непосредственное отношение, т.к. оказывал ему значительную помощь, являясь его членом-учредителем.

А.А. Киселёв – литературный критик и поэт

Из биографии А.А. Киселёва известно, что до академии художеств он несколько лет обучался в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. Литературные знания очень пригодились А.А. Киселёву в жизни. Личные ежедневные записи художника указывают на его творческие искания в качестве писателя и поэта, вначале подражавшего своему кумиру Пушкину.

Сейчас мы имеем в распоряжении и любительские стихотворения А.А. Киселёва, и его шутливый сценарий спектакля «Дети сосватали»3. Кроме того, А.А. Киселёв работал критиком в журнале «Артист», один из номеров которого, за 1894 год, имеется в Доме-музее. В этом журнале напечатана большая критическая статья Александра Александровича «Типы русских художников в произведениях Гоголя в связи с господствовавшими в его время воззрениями на задачи живописи»4. За эту работу критику А.А. Киселёву заплатили 206 рублей, что по тем временам считалось немало…

Но прежде чем взяться за критические статьи, А.А. Киселёв изучил огромный материал других всемирно известных критиков - российских: статьи Чернышевского, Писарева и о Писареве, других авторов-критиков, в том числе иностранных (например, книгу Муттера об искусстве 19-го столетия) – таким образом повышал свой профессиональный уровень. В своих записях А.А. Киселёв подробно описывает, как писалась статья, в какие сроки (в течение месяца, закончена 14 декабря 1894 года) и в какое время дня или ночи (Пишу статью о художниках времён Гоголя. Корректура начала статьи. Пишу до 4 часов ночи) … Из записей А.А. Киселёва стало известно, что и его ученик Досекин тоже писал критические статьи, вот слова А.А. Киселёва об этом: «Прочёл статью Досекина «Экскурсия в область эстетики».

Семья А.А. Киселёва

Творческая работа занимала значительное время, но ведь семья, дети (3 сына и 4 дочери) тоже требовали внимания. А.А. Киселёв успевал всё: и семьёй заниматься, и проводить время с друзьями, и наносить визиты знакомым, и у себя принимать многочисленных гостей, и иногда даже днём отдохнуть, уединившись. А.А. Киселёв в свободное время много читал, в том числе произведения Чехова, Л. Толстого, Станюковича и других русских классиков, не пропускал новинки русской и зарубежной литературы

того времени, философов (Шопенгауэра: «Афоризмы и максимы»).

Выписывал для домашнего чтения семейные журналы, газеты.

Забот у А.А. Киселёва прибавилось с вступлением в Товарищество передвижных художественных выставок. Несмотря ни на что семья художника часто бывала в театрах на постановках (опера, балет), посещала Эрмитаж. Александр Александрович проводил много времени со своими детьми: бывал в цирке Соломатского, в Нескучном саду, в Малом театре и т.п. Киселёвых приглашали на семейные вечера во Дворец собраний.

Часто члены семьи Киселёва посещали концерты классической музыки. Жена художника Софья Матвеевна не пропускала ни одного концерта Рубинштейна, любила произведения Шопена. Киселёвы посещали симфонические собрания, слушали Бетховена, – в общем вели полноценную, насыщенную разными мероприятиями жизнь. Семья Киселёвых была очень дружной, культурной, образованной. Регулярно члены семьи посещали различные выставки. Не забывали Киселёвы посещать церковь, храмы. Каждый год в семье художника Киселёва заканчивался и начинался ёлкой.

Судя по дневникам, семейная жизнь А.А. Киселёва была счастливой: часто дома проводились литературные чтения, игры (шахматы, шашки,), устраивались домашние спектакли. Например, как сказано выше, А.А. Киселёв написал комедию «Дети сосватали», после этого комедия всем присутствующим прочитывалась. Через какое-то время переписывались роли и начинались каждодневные репетиции, затем «генеральная репетиция домашнего концерта». И, наконец, «принесли рояль» и устроили сцену. В итоге, 30 марта 1891 г.: «Вечером спектакль. 30 человек гостей. Успех». В следующий раз –другой спектакль (23 ноября 1901 г.) – «Вечером у нас спектакль «Меблированные комнаты Королёва» и танцы до 5 часов утра. Всего было 84 человека».

А.А. Киселёв несколько раз бывал за границей. С 04 мая по 09 июня 1882 года А.А. Киселёв посетил Германию, Францию, Австрию, Польшу. Художник не только восхищался зарубежной красотой, но и не забывал о работе. В тот период пейзажист написал 24 этюда.

В 1888 году А.А. Киселёв с женой съездил в Италию, в Венецию, в Вену. Перед поездкой художник брал у Ильи Остроухова урок итальянского языка, с ним же составлялся и маршрут поездки в Вену и Венецию.

Однажды за границу А.А. Киселёв съездил с дочерью Надей. Они посетили Берлин, где художник купил «костюм и шляпу», Кёльн. Киселёва удивила «чистота немецких городов». Потом была Бельгия, Франция, Швейцария, Австрия…

Летний отдых А.А. Киселёва

Летом Семья Киселёвых проводила время где-нибудь на даче.

В апреле 1880 года, например, А.А. Киселёв нанял дачу в Вяземах на станции Голицыно, где отдыхал с середины мая по конец августа. В следующие годы – в других местах, например: в 1881 г. А.А. Киселёв провёл на даче в Давыдково, в 1882 г. – в Дубровицах, в 1883 г. – в Петровско-Разумовском, летом 1885 года – в Остафьево.

В Остафьево А.А. Киселёв часто общался с князьями Вяземскими, семьёй графа Шереметьева. Эти знаменитые семьи делали заказы художнику на картины.

Очень интересен летний период 1890 года, который А.А. Киселёв провёл в Богимово Калужской губернии (с 03.06. по 30.08, в 40 км от Калуги). Богимово - родовое имение Прончищевых. Род Прончищевых известен с XV века. Кстати, в 1702 году в Богимово родился и провел свои детские годы будущий исследователь Арктики Василий Васильевич Прончищев.

В Богимово А.А. Киселёв познакомился с семьёй биолога Вагнера, с хозяином усадьбы Е. Д. Былим-Колосовским. Стало понятно, что в Богимово называлось Швейцарией. Оказывается, Швейцарией в Богимово назывался парк с сосновыми аллеями (наверное, потому что Швейцария славится соснами), по которой любили гулять отдыхающие. По вечерам художник с женой или с новыми знакомыми частенько ходил в «Швейцарию» выпить кофе и посмотреть на костёр.

Пишет в дневнике А.А. Киселёв и о богимовской мельнице, и о реке Мышенке, которые он изобразил в своих картинах.

Из Богимово А.А. Киселёв ездил в Тарусу и «через паром в Бёхово к Поленову».

Летом 1892 года семья художника А.А. Киселёва отдыхала на даче в деревне Ильинское Тарусского уезда Калужской губернии. Как написано художником в дневнике, его семья сняла «главную дачу». Там же отдыхала и семья биолога Вагнера.

Оказывается, А.А. Киселёв был мастеровитым человеком, сам «кроил зонтик», а потом и «покрыл зонтик новым верхом».

Похоже, что А.А. Киселёв, ввиду материальной стеснённости, свои нанятые городские квартиры сдавал на летние месяцы, пока был на даче. Есть записи за 1881 год о получении А.А. Киселёвым 20-ти рублей за первый летний месяц и 10-ти рублей – за второй «за квартиру от Мешковского».

Во время жизни в Москве у Киселёвых не хватало денег на самые элементарные вещи – семья росла, детей прибавлялось... В связи с этим случались и казусы, один описывается так. В 1887 году художник находился в таком бедственном материальном положении, что даже нормальных брюк у него не имелось, в которых бы не стыдно было находиться в приличном обществе, в том числе на передвижной выставке. Об этом запечатлено в дневнике, как раз перед 15-й передвижной выставкой, в записи от 22.02: «Затруднение со штанами: Кошелевские – узки». 30 апреля, наконец, появилась оптимистичная запись: «Я заказал платье».

Адреса А.А. Киселёва в Москве

Судя по дневникам А.А. Киселёва, жильё в Москве ему приходилось часто менять: семья художника один год проживала по одному адресу, второй – по другому, а на третий год– меняла и его. Ниже описано, как часто Киселёвым приходилось переезжать, да ещё и с детьми.

16 августа 1880 г. А.А. Киселёв пишет: «Наняли квартиру в Гранатном переулке, дом Зерщикова». А 19 августа: «Переехали с дачи в Гранатный переулок, дом Зерщикова».

В 1883 году Киселёв пишет в дневнике за 5 апреля: «Уплатил Кузовлеву за квартиру по 1-е апреля». Находясь на даче, А.А. Киселёв уже подыскивал для семьи другую квартиру в Москве и, наконец, 17 августа «нанял в Москве квартиру на Арбате, д. Мельгуновой. Задатку 150 рублей». В конце августа «переехали с дачи «на зимнюю квартиру».

В 1886 году, 16 августа: «Наняли квартиру в доме Кашина и перевезли туда дачную мебель. Занял у Н.С. Щепотьевой 50 р.», от 17 августа: «Соня на новой квартире. Известие, что она уже сдана раньше Ленскому.», от 18 августа: «Переезд обратно на старую квартиру в Гранатном переулке. … Занял у Котлярова 100 р.», от 20 августа: «С Зерщиковым возобновил условие на год.», от 7 сентября: «Утром был я у Куприянова. Занял 300 р. Уплатил за квартиру.» В августе 1887 года Киселёвым пришлось опять поменять квартиру в Москве, купить «5 сажень дров». И, конечно, денег не хватало – их приходилось занимать, то 150, то 200 рублей. … В 1889 году семья А.А. Киселёва опять сменила квартиру в Москве - они наняли квартиру на Никитской в доме Мещеряковой.

А.А. Киселёв и А.П. Чехов

1891 год – год знакомства А.А. Киселёва с писателем А.П. Чеховым. Произошло это в Богимово летом, в июле. Художник и писатель очень подружились, часто проводили свободное время вместе: много разговаривали о том, что надо любить своё дело, о силе духа, о наследственности.

А.П. Чехов – писатель, но первое образование у него медицинское, и как врач, он мечтал построить больницу, поэтому играл с Киселёвым в карточную игру – пикет на деньги: проигравший выкладывал 1 рубль в пользу будущей больницы. Художник Киселёв за несколько дней проиграл 3 рубля. Подтверждающие записи из дневника от 27.07.1891 г: «Пикет с Антоном Павловичем Чеховым в пользу больницы»; от 28.07: «Пикет в кабинете Антона Чехова. Рубль в пользу больницы» и т.п. Больница (психиатрическая) всё-таки была построена, хотя и гораздо позже, уже при советской власти. И палата № 6 была в том самом кабинете, где писал свои произведения А.П. Чехов.

Дети – Киселёвы устраивали спектакли в Богимово, о чём свидетельствует запись дневника от 31.07.1891 г.: «Чай у Чеховых. Спектакль. Соня и Надя – размазня» (размазня – героиня рассказа «Размазня» - произведение А.П. Чехова). Вечерами на даче устраивались домашние концерты, запускались фейерверки. Киселёвы катались на лодке по реке.

А.А. Киселёв – фотограф-любитель

В июне 1890 года Александр Александрович приобрёл фотоаппарат. Но прежде чем начать фотографировать, он дождался письма от Голоушева (критика) с объяснением, как пользоваться фотоаппаратом. Снимал он им всё подряд, начиная с кур. После этого прослушал лекцию о проявлении фотографий. Каждый день художник что-то или кого-то фотографировал («Первый снимок кур», «Снял мальчишек в реке и жену с дочками», «Фотографии с Оки и в Ферзиковке», «Снял Соню и Надю в крестьянских костюмах» - 3 августа 1890 г.), а ночью проявлял фотографии.

В последующие годы интерес к фотографии только нарастал…

Благодаря записям дневника теперь можно предположить или даже уточнить дату и место некоторых снимков, находящихся в фонде Дома-музея А.А. Киселёва. Судя по записям в дневнике: «Новый проявитель. Глянцевая бумага», интерес к фотографии просто захлестнул А.А. Киселёва, он даже стихотворение посвятил своему увлечению. Возможно, оно родилось во время отдыха 1895 года в селе Ильинском. Запись дневника от 22 июля 1895 года запечатлела осуществление мечты А.А. Киселёва, о чём он пишет в стихотворении, – ему привезли принадлежности для фоторабот: «Приехала мм Галанина и привезла стёкла и бумагу для фотографий».

Письмо с дачи в Москву


Сергей Сергеича, Надежду

Виссарионовну молю…

Детей и пищу, и одежду,

Всё, чем владею, что люблю,

Отдам за дюжины две стёкол,

За фунт фиксажа!.. О, Сергей!

Слетайте, друг мой, ясный сокол,

На кляче к Клячке поскорей

И прикажите выслать стёкла

И для печатанья фиксаж!

Клянусь, от слёз лицо промокло! …

Пришлёте ль, Боже мой? Когда ж?

Как Хорь в трагедии Софокла,

Как Ахиллесу тень Патрокла,

Мне нужны стёкла и фиксаж…

К этюдам страсть во мне поблёкла

И мне одна сладка, как свёкла,

Фотографическая блажь!


В России 1891 год был неурожайным, поэтому простые люди голодали (в деревнях особенно). Интеллигенция как могла поднимала этот вопрос. Художники не были исключением. А.А. Киселёв много писал об этой проблеме: в дневнике упоминал статью Л. Толстого «О голоде», о правлении ТПХВ, которое отсылало «письма к художникам и любителям о голодающих». Кроме того, устраивались выставки, картины с которых продавались, а деньги отправлялись голодающим.

А.А. Киселёв - член академии художеств

Декабрь 1893 года - стал для А.А. Киселёва значимым, так как он был избран членом академии художеств. Событием 1893 года также стало то, что А.А. Киселёв «начал службу при «Артисте»», за что ежемесячно от этого журнала стал сначала получать 50 рублей, позже - 25 рублей.

Кроме новых забот, А.А. Киселёв по-прежнему был членом комитета Общества любителей художеств, (9 февраля 1886 года А.А. Киселёв на общем собрании Общества любителей художеств был «Выбран товарищем секретаря», т.е. по современному значению – заместителем),

и ему приходилось писать отчёты за каждый месяц.

По субботам члены Общества собирались и обсуждали насущные проблемы, художники читали статьи о себе или художественные произведения, а после этого культурно отдыхали, развлекаясь музыкой. Вот как А.А. Киселёв пишет об этом в декабре 1894 г.: «Суббота в Обществе любителей художеств. Чтение там статьи Мясоедова о Ге и музыка Розенова» или «Вечером в Обществе любителей чтение Ленским Андерсена». А.А. Киселёв не только писал себе статьи для этих собраний, но и составлял общую программу чтения различных статей.

Пишет художник и о том, что читал лекции в Историческом музее. (записи декабря 1894 г.)

В конце 1894 года А.А. Киселёву предлагают должность инспектора пейзажных классов, и в 1895 году художник переезжает с семьёй в Петербург служить при академии художеств. Через два года ему присваивают звание профессора, а в 1899 году – академика.

Политик А.А. Киселёв

Оказывается, А.А. Киселёв был политически активен. Дневник художника содержит интересную информацию: художник А.А. Киселёв – член к.-д. (конституционно-демократической) партии. На него повлияли события первой русской революции1905 года. С началом русско-японской войны художник занялся изучением книг о Японии, «просматривал летопись войны с Японией» - что говорит о его разносторонности и серьёзном взгляде на военные действия. - По его записям в Дневнике можно изучать историю русско-японской войны. … До этого (в феврале) художник сдал 4 рубля «в пользу войны».

Между тем, произошла революция 1905 года, продолжались военные действия с Японией. В дневнике Александр Александрович не забывает отслеживать продолжающуюся войну с Японией: 26 февраля – «Отступление от Мундена на Темен», 28 февраля – «Читал о поражении под Мунденом».

Много места в дневнике художника отводится революции 1905 года в России: «Забастовка рабочих», «Газет нет, всюду война», «Малый проспект в баррикадах», «Приостановка занятий в школе», «Академия и университет закрыты» …. 18 октября – «Объявлена всеобщая забастовка».

Во время пребывания художника в Туапсе (с 4 июня по 24 сентября 1905 года) также чувствовалось революционное напряжение. Пишет А.А. Киселёв о забастовке на Чёрном море, т.е. восстание в центральной части России не минули и южных окраин. Запись от 5 июня: «Пароходная забастовка на Чёрном море». 25 июня – «Ночью черноморская эскадра проходила мимо, ища броненосца Потёмкина». 26 июня – «Газеты о погроме в Одесском порту». В связи с этим Киселёвы выехали в Туапсе позже обычного – только 21 июня.

В конце 1905 года был призыв вступать в ряды к.-д. В первых числах января 1906 году художник вступил в конституционно-демократическую партию (К.-Д.), её по-простому называли – кадеты, к.-д., партия «народной свободы», - главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Значит, А.А. Киселёв был противником революционных течений, противником В.И. Ленина.

Генеральной линией К.-д. партии было категорическое отрицание революции как закономерного и реального пути осуществления назревших перед страной задач. Эта партия выступала за мирное урегулирование политических и социальных вопросов, не прибегая к силовым методам. Киселёв посещал собрания К.-Д. партии. Его запись от 20 декабря 1906 г: «Меня просят в выборщики К.-Д.». От 15 марта: «От Думы приглашение на выборы к 20-му числу». Серьёзность его отношения к партии подтверждается и выписыванием, и чтением партийных газет: «Русских ведомостей», «Думы», «Речи».

Туапсе в жизни А.А. Киселёва

Нас, конечно же, очень интересует туапсинский период жизни А.А. Киселёва. Впервые он приехал в Туапсе в 1897 году, всего на несколько дней, чтобы посмотреть дачные участки на горе Кадош.

А.А. Киселёв подал заявку на приобретение участка и, наконец, 9 июля 1898 года «пришла бумага от министра о назначении мне участка № 1 Кадошской дачи». Весь следующий год шла переписка художника с министерством государственных имуществ о перемене номеров участков, с № 1 на № 16, а затем на № 5 (19 декабря 1898 г. - Министерство назначило мне участок № 5 Кадоша).

19.07.1899 года А.А. Киселёв «на торгах купил № 279 для Лиды за 1300 руб. и № 278 для себя за 700 руб.». Почти через месяц ещё прикупил участков (14.08. – Купил для Лиды участки № 329, 330 и 331 за 5017 рублей.)

Кстати, 9 сентября 1899 года А.А. Киселёв получает «Извещение о чине надворного советника».

Историческая запись, сделанная художником во время летнего пребывания в Туапсе, которая уточняет дату основания здания будущего краеведческого музея: 4.06.1900 г. – Закладка дома Бориса.

Не менее интересная запись того же периода от 13.06. – 16.06.1900 г.: «Пишу эскиз для Туапсинского театра».

В мае 1901 года А.А. Киселёв приезжает в Туапсе, своих дач ещё не было, поэтому пришлось снимать комнату. Покупает для строительства мел, пихтовые доски.

18.05. 1901 г.– Приехал в Туапсе.

24.05.1901 г. – Нанял комнату у Демаренко.

15.06.1901 г. – Переехал к Волчанецким. – эти записи уточняют дату окончания строительства дома А.А. Киселёва.

Летом 1902 года художник с семьёй отдыхал в Туапсе уже в своём доме (городской постройки). 11 июня 1902 года Киселёвы впервые ночуют в своём доме, об этом даже сделана запись. А 3-го июля дом был освящён, проведён молебен.

Вечерами на террасе слушали граммофон при свечах. Ездили на «Скалу». В какое время строилась дача на Кадоше - сведений нет. Создаётся впечатление, что обе дачи строились одновременно и были закончены в 1902 году, т.к. до этого года семья Киселёвых во время приезда в Туапсе всегда снимала жильё.

Кроме отдыха летом 1902 года членам семьи приходилось работать физически: пробовали корчевать пни на участке, выжигали их. Коля Киселёв – сын художника, выпиливал аллею к шоссе. Коля и Боря Грушецкий вырубали деревья на городской площади.

В своём дневнике художник пишет о том, что «у Кривенок министр Ермолов». К Киселёвым в Туапсе приезжал ректор академии художеств Беклемишев. А.А. Киселёв называет конкретные имена туапсинцев, связанных так или иначе с ним. Например, один из сторожей - Иван Скородумов – сторож участка № 5, которому художник заказывал мебель (были и другие сторожа), Семён Мокшов – кучер Кривенко, который летом приходил к академику за «художественными советами». Всё оказалось всерьёз, когда осенью этот кучер стал обучаться, благодаря А.А. Киселёву, в художественной школе…

С 25 мая по 27 августа1903 года академик А.А. Киселёв находился в Туапсе, перед этим (10 апреля) получив орден Анны 3-й степени. В Туапсе он продолжал наводить порядок в построенных дачах: красил дом цементной краской, на террасе вставлялись балясины, выкорчёвывались деревья под огород; сторож Иван Скородумов делал мебель для дачи. Художник на фелюге возил материал для строительства сарая у кухни.

Кроме дачных забот А.А. Киселёв был активным членом Общества любителей изучения Черноморской губернии, куда платил взносы; посещал заседания кадошцев5; интересовался Обществом благоустройства в Туапсе – как он писал: «Говорил с Перцовыми об Обществе благоустройства в Туапсе», а позже, в один из вечеров состоялось «в клубе собрание благоустройства в Туапсе». Очень переживал академик А.А. Киселёв за туапсинцев в связи с отсутствием железной дороги. Наконец, ему пришло радостное сообщение, 2.07. 1908 года: «Телеграмма Кривенко о разрешении железной дороги Армавир – Туапсе». Также в дневнике сообщается о том, что министр Хилков поздравил Туапсе с железной дорогой.

Отдыхая в Туапсе, летом 1904 года, художник пишет, что пользовался стереоскопом, который брал у Зинаиды Алексеевны Перцовой. Эта информация важна для Дома-музея, т.к. у нас имеется стереоскоп из семьи Киселёвых.

По записям академика Киселёва можно судить даже об эпидемиологической ситуации на юге России в начале 20-го века. В дневнике за 1907 год есть запись о том, что из Туапсе «приходили письма о сыпном тифе», и перед поездкой на юг в том году, художник ждал следующего письма-известия из Туапсе «о тифе», т.е. желал удостовериться в безопасности поездки.

Ещё одна интересная информация. Перед Домом-музеем растут два громадных двуствольных дерева, которые по-научному называются гледичии (акациевидные), а в народе – акации. В записях за 1907 году А.А. Киселёв сообщает, что «пересадил два куста глядичи от огорода к калитке». Т.к. художник пересаживал кусты (не семена и не росточки) – значит, они уже в то время имели определённый возраст, и сейчас им уже больше 110 лет. А самое главное то, что нынешний Дом-музей – это действительно бывший дом профессора живописи А.А. Киселёва.

Главы Туапсе при А.А. Киселёве, о которых он писал в своих дневниках: доктор Ольдекоп и Захаров. (25.08.1902 – Выборы головы: выбран доктор Ольдекоп, в 1903 году главой Туапсе был избран Захаров).

1910 год – последний, когда А.А. Киселёв приезжал в летнее время в Туапсе. А.А. Киселёв снова встретился с Ю.К. Вышемирским6 и продолжил с ним тесно общаться - совместно они написали несколько пейзажей. Для нас - это очень важные сведения, т.к. музей имеет работы художника Ю.К. Вышемирского, которые находятся в экспозиции 3-го зала, и нам хотелось бы как можно больше узнать об этом художнике. Благодаря оставленным записям А.А. Киселёва, известно, что Вышемирский брал летом 1910 года у академика А.А. Киселёва 5 уроков живописи, каждый стоимостью 5 рублей, т.е. Вышемирский всего заплатил 25 рублей. Из них 15 рублей академик заплатил сторожу дачи Корсаку за месяц7.

Летом 1910 года А.А. Киселёву исполнилось 72 года – этот день рождения праздновался широко - «ужин на 35 человек» (в Туапсе). Такой размах в очередной раз показывает, что несмотря на почтенный возраст, художник не менял ритма жизни. Ведь, бывало, ходил на академический бал и веселился там до 3-х часов ночи или на танцах после домашнего спектакля - до 5-ти часов утра. При этом гостей было всего-то 84 человека...

Вот таким жизнелюбивым человеком был профессор живописи, академик А.А. Киселёв. На характер А.А. Киселёва не влияли временные жизненные невзгоды, он до конца своих дней оставался интеллигентным, доброжелательным, порядочным человеком.

Примечания:

1 Дневник А.А. Киселёва № 4. 1890 г.

Н.А. Киселёв. Среди передвижников. Воспоминания сына художника. Л., 1976. С. 97-99.

2 Дневник А.А. Киселёва № 6. 1894 г. - 16 февраля: «Был К.А. Савицкий и прописал фигуры в «Ауле Казбека».

3 Рукопись А.А. Киселёва № 13. Спектакль «Дети сосватали». С. 1-37.

4 Журнал «Артист». 1894 г. С. 88-100.

5 Дневник № 8. - 31.08.1902 г.: «У С.Н. Кривенко заседание кадошцев. (Были братья Кривенки, Вагнер, Дрейер и я)».

6 Дневник А.А. Киселёва № 10. 1908 г. - 4.07. и 7.08.1908 года: «У меня майкопский учитель рисования Ю.К. Вышемирский».

7 Дневник А.А. Киселёва № 11. 1910 г. - 26.07.1910 г.: «5-й сеанс Вышемирского. Получил 25 р.» и 01.10.1910 г.: «Послал Корсаку 15 рублей в Туапсе».

Источники:

1. Дневники А.А. Киселёва № № 1-12.

2. Н.А. Киселёв. Среди передвижников. Воспоминания сына художника. Л., 1976. С. 97-99.

3. Рукопись А.А. Киселёва № 13. Спектакль «Дети сосватали». С. 1-37.

4. Журнал «Артист». 1894 г. С. 88-100.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика